Во время съемок главное - правильно
выстроить.
Наш корреспондент порулил процессом на съемках «Папиных дочек».
Николай НИКУЛИН. — 11.05.05
Когда мне предложили поучаствовать в съемках сериала,
я раздумывал недолго. Учусь на режиссера, и грех было не
воспользоваться шансом попрактиковаться в «боевых условиях».
«ВОЗЬМИ РАЦИЮ, БУДЕШЬ ВМЕСТО ПАШИ»
Правда, накануне дня Х меня одолели сомнения: ну да, у
меня есть пусть и незаконченное, но режиссерское образование, я даже
сам снял несколько любительских фильмов. Но теперь-то предстояло выйти
на профессиональный уровень! Однако когда я появился на площадке, страхи
быстро улетучились - оказалось, что роль Спилберга в этот раз мне не
достанется.
- Сегодня вы будете заменять Пашу, - сообщила мне
администратор Татьяна. - Он у нас помощник режиссера. В его обязанностях
- организация съемок. Если что, Паша все объяснит.
Так, все ясно. Двинулся к съемочному павильону.
Входная дверь встретила объявлением: «У художника-гримера родился сын!
Если кто хочет поучаствовать в покупке коляски, мы и мама будем рады».
Дружный коллектив, сразу видно! Все, начиная с режиссера и заканчивая
гримерами, работают друг с другом уже столько лет, что даже чужеродный
элемент типа меня не мог нарушить сложившегося равновесия. Тот самый
Паша приветливо улыбнулся: «Смотри, мы сейчас будем снимать сцену с
Дашей и Веником (актеры Настя Сиваева и Филипп Бледный. - Прим. авт.).
Твоя задача: когда все будет подготовлено, скажи по этой рации, чтобы
актеры выходили на площадку. А когда режиссер даст указания актерам,
скажи громко: «Репетиция на камеру!» После репетиции - «Мотор», а затем
начинаешь отсчет: «5... 4... 3... 2...»
Взял в руки заветную рацию, прикинул - вроде все
понятно. Но в теории всегда бывает легко, а на практике... Благо в этот
день ко мне все были настроены сочувственно - если что-то не получалось,
немедленно подсказывали. Огорчали не только собственные ляпы, но и то,
что сериальные режиссерские будни оказались далекими от моих «дум и
чаяний».
Мне, подобно Тарантино или братьям Коэнам, хотелось
придумать сюжет, прописать его, поставить. Но мы живем по сериальным
законам. Режиссер не имеет никакого отношения к сценарию, за «поведение
телекамер» отвечает другой постановщик, телевизионный. Ну и вообще роль
режиссера сведена к минимуму - следить за актерской игрой да сидеть
возле специального телевизора, разделенного на несколько экранчиков (это
все изображения с камер). Мои функции помощника и то были
разнообразнее! Я находился рядом с актерами, все время на ногах,
командовал «Стоп!» и «Начинаем!», по рации приказывал тем или иным
персонажам появиться на площадке.
ПРОЧЬ ИЗ ОДНОКЛАССНИКОВ!
Итак, очередная сцена снята, перерыв. Актеры ушли
пить кофе, операторы - курить, а я, воспользовавшись паузой, решил
прогуляться по павильону.
Так, в одной из незадействованных комнат работники
играют в шахматы, по площадке бегает Пуговка с сачком и кричит всем:
«Видите, сколько бабочек я наловила?» Перерыв затягивался, хотелось уже
снимать, но почему-то ничего вокруг не намекало на скорое продолжение.
Режиссер Сергей Алдонин объяснил: для съемок как сериала, так и большого
кино такие большие перерывы - норма. Пока костюмеры подготовят актеров,
пока вся группа соберется на площадке, пока режиссер и его помощник (то
есть я) отдохнут…
- Хорошо, если за день мы успеваем снять хотя бы 20
минут материала, - признался режиссер. - На площадке проводим целый
день. Иной раз сценаристы нас подводят, не успевают вовремя прислать
свежий текст…
Кстати, Андрей Леонов уже вернулся в сериал. Но «в
мой день» главными героями были Галина Сергеевна, Полежайкин и Ко. С их
участием и проходила следующая сцена. Ее мы снимали еще дольше - где-то
минут 40 (Галину Сергеевну нужно было переодевать несколько раз). Такими
темпами, подумал я, мы еще не скоро закончим... Забегая вперед, открою
секрет: при мне за этот день нам удалось снять... всего лишь 4 минуты.
Неудивительно, что участники процесса приходят на площадку со своими
ноутбуками и книгами, в которые и углубляются в перерывах между сценами.
- Да, мы разрешаем пользоваться Интернетом, запрещаем
только доступ к социальным сетям, - говорит директор группы Дмитрий
Болдырев.
Напоследок мы отсняли сцену с участием Маши Семкиной
(она играет Оксану) и Александра Олешко (олигарх). Я в сотый раз
громогласно прокричал свои заклинания: «Тишина на площадке!
Приготовились! 5... 4... 3... 2...»
«У меня встреча через 5 минут!» - торопил процесс
Олешко, да напрасно - снимали сцену полтора часа. После чего мой дебют в
качестве почти режиссера был закончен. На «Оскара», конечно, не
потянет, но, как любой опыт, будет полезен…