Рецензия от Анастасии Вильчи
Сколько раз была на студенческих спектаклях - ни разу не была разочарованна. Наверное, я сама вечная студентка.
В чем их секрет? Только ли в молодости актеров? Прелесть
студенческих спектаклей в их желании выложиться на все 150%, а еще в
редкой возможности показать себя, раскрыть максимально возможности свои
и характер героя. Пока еще студенты и роли многим доступны главные, а
что потом? Массовка? На сколько лет? И повезет ли вообще? Ну а пока об
этом не думаешь, пока играешь самозабвенно…Итак, к юбилею классика -
"Нос" на сцене Центра им. Мейерхольда.
Спектакль играли в черных тонах. Черный кабинет, с проемами
слева и справа. Костюмы, слегка отражающие время действия пьесы, тоже,
по большей части, из черных тканей. Света яркого не было вообще. И
полумрак царил все час двадцать. Начало - шумное вхождение через зал (с ауканьем, исканием
потерявшейся собачки, приветствиями друг друга), - познакомило нас,
зрителей с актерами близко. Жена Цирюльника доверительно сообщила моему
соседу, что этот пьет, а тот – ворует. А чиновник из газеты, с фонарем
бегающий, про собачку спросил, наверное, у половины присутствующих. Потерявший нос Ковалев (Тихон Жизневский) предстает перед
нами уже с повязкой на лице. Он мечется во сне по огромной кровати,
которая играет роль центра его жилища, то отъезжая в угол сцены, то
приближаясь и поднимаясь вместе с героем - хорошее минималистическое
решение интерьера, на мой взгляд. Кроме кровати, на сцене будет лишь
пара скамеек, табурет и большой жестяной таз, призванный время от
времени лить воду на лицо или ноги. Ковалев в спектакле вихраст и
кудряв - все разглядывала, свои ли это волосы у ребят или так-таки
парики? С такой же вздыбленной прической еще пара симпатяг: слуга
Ковалева - Иван, и, собственно, исчезнувший НОС. Очаровашки, честное
слово! Благодаря ли прическам, или распределению ролей, все-таки
мужские "партии" здесь явные фавориты, но девушки на сцене в этот вечер
уступили первенство молодым людям - из трех занятых не сверкнула ярче
других ни одна. Показалось, что очень волновались. Но вот чувство
слаженности и толпы очень хорошо сыгранно и не раз: сцены, когда все
наперебой предлагают Ковалеву "понюхать табачку", или укладывают его
аки умалишенного, несущего явную чушь про разгуливающий по бульвару
Нос, или рассматривают то место, где нос еще вчера красовался - очень
хороши!
На контрасте с действующими лицами, одетыми чернО, появляется
в светлом франтоватом костюме (а потом в ярком белом кителе) Нос.
Понравился ящик, в котором он путешествовал (похожий на гроб и
обыгранный чудесно и как стол, и как шкаф, и как коробка для хранения
носа). Ребята заставили зрителей смеяться не раз: что доказывает,
что Гоголь-таки и в наши дни не устарел! А бессловесные ужимки и
гримасы Александра Солдаткина (Носа) кого-то из дам в зрительном зале
довели даже до истерического хохота. Сюжет этот часто называют фантастическим. В исполнении же
щукинцев Гоголь вышел комедийным нагромождением бреда, произносимого с
серьезными лицами серьезными же людьми. Что собственно вполне
по-гоголевски. Что еще с-ак-цен-ти-ро-вало? Привлекло внимание? Отсутствие
"нормального исподнего" - передали в образе Ковалева костюмом с трусами
и тапочками на босу ногу. Ярким был монолог Ивана-слуги (Филипп
Бледный) в редакции газеты. Оставил о себе хорошее послевкусие Азамат
Нигманов (Чиновник газеты)…
Спасибо, господа педагоги! Господа студенты, и вам!
Источник: http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/nos/ |