Рецензия от Венеры Баязитовой
Остаться с носом.
«Иван, где мой нос?» - спрашивает главный герой повести Гоголя «Нос» Ковалев, со сцены Центра Мейерхольда.
Жизнь - это зебра, а зебра, как известно, черно- белая. Может,
отталкиваясь от этого, Олег Герасимов (постановка и сценография) и
Артем Приходов (технический директор и художник по свету) сотворили
черно – белый спектакль. Черные одежды, белая постель, игра света ,
музыки , даже диалоги героев построены на контрасте (один говорит ровно
и спокойно, другой кричит). Это-то и держит зрителя в постоянном
напряжении, а вот изредка, но проскользнувший контраст пластики героев
и их речи, иногда дает возможность хихикнуть. Кто такой Ковалев? Любой из нас! Но в спектакле - это
коллежский асессор, мечтающий занять чин повыше, найти женщину покраше
и, словом, «пользоваться всеми благами жизни». Но неожиданно для себя,
проснувшись утром, он не находит своего носа. Ковалев думает о том, что
его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто, теперь никуда «не
сунется». Выйдя на улицу, он встречает свой собственный нос, наряженный
в мундир и панталоны, нос садится в карету и едет в собор. Он усердно
молится. Ковалев просит его вернуться к нему, однако, нос делает вид,
что не понимает его. Как часто, добиваясь высокой должности, статуса, человек
«задирает» нос, и не просто «задирает» - он его отворачивает даже от
самых близких. А в этом произведении, сам Нос не признает некогда
бывшего хозяина. И тут начинается самое интересное. Ковалев просит
напечатать о пропаже в газете, но кто будет связываться с подобного
рода объявлением? И, тревожась за репутацию газеты, служащий из отдела
объявлений отказывает. Ковалев в панике. Он практически сходит с ума.
К счастью, полицейский надзиратель находит нос Ковалева. Он
привозит его в шкатулке, больше похожей на гроб, добавляя, что с трудом
сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать
в Ригу. Актёр, исполняющий роль носа, внешне очень похож на актёра,
исполняющего роль Ковалёва, что даёт (без бутафории) дополнительную
пищу для размышлений. Ковалев пытается приставить свой одетый в мундир
нос на место, но он не держится и постоянно падает - насмехается над
«хозяином». Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как ему
помочь. Видя отношение носа к Ковалеву, он советует ему жить без него:
«Без него будет лучше». Безносый герой решается закопать свой орган
чувств. Пока цирюльник Иван закапывает нос, Ковалев умывается,
судорожно прощаясь с чином и вниманием красивых дам. Сделав черную
работу, Иван возвращается к Ковалеву и видит у того нос на положенном
месте!
Счастье охватывает героя. Он с тихой радостью представляет
себя в высоком чине с красивой девицей, и это тихое чувство контрастом
перерастает в настоящий вопль. В надменно-нагловатый крик, и только
слепой не увидит, как на глазах кроткий, неуверенный, безносый Ковалев
становится полной своей противоположностью. Проблема, затронутая в повести, всегда будет актуальна: «Дай
человеку власть, и ты увидишь, его истинное лицо»…Верни Ковалеву нос, и
ты увидишь его истинное лицо!.
Источник: http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/nos/ |