Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Общие [6]
Интервью [12]
Театр [7]
В основном состоит из рецензий на тот или иной спектакль с участием Филиппа
Кино [7]
Профайлы актера:
  • Поиск
    Наш опрос
    Филипп Бледный:
    Всего ответов: 3627
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Театр

    Нос. Самостоятельная работа студентов IV курса ВТУ им. Б. Щукина(рецензия№2)

    Рецензия от Дарьи Баракиной

    Другой взгляд на "Нос"

    «Черт знает что, какая дрянь! – произнес он, плюнувши. – Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..» (Н.В. Гоголь «Нос»)

    Объем знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя «Нос» - около 30 страниц печатного текста. Но именно это небольшое творение великого русского/украинского писателя легло в основу более продолжительных и масштабных произведений. Дмитрий Шостакович в 20-х годах XX века создал одноименную оперу, а Ролан Быков уже в 1977 снял фильм. И, естественно, в ряде театров шла и идет постановка по мотивам этой повести. Не обошла эта учесть и Центр имени В. Мейерхольда. В апреле здесь демонстрируется спектакль «Нос» - самостоятельная работа студентов IV курса театрального института имени Б.Щукина.

    В их интерпретации история о майоре Ковалеве, потерявшем свой драгоценный нос, не сатира, а кошмарная фантасмагория. Зрителя почти не смешат, его пугают. Вязкая атмосфера действия затягивает, от резкой музыки и световых эффектов порой вздрагиваешь. А вокруг – на редкость странные персонажи, и ты слышишь бред, лихорадочный бред, на который то и дело сбивается главный герой «Носа» - многострадальный майор Ковалев.

    «Будь я без руки или без ноги – все бы это лучше; будь я без ушей – скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми да и вышвырни за окошко!» (Н.В. Гоголь «Нос»)

    Об образе майора Ковалева стоит поговорить отдельно. У Гоголя Ковалев – напыщенный и глуповатый человечек (по-иному и не скажешь). Правда, негативных эмоций этот персонаж не вызывает: ему в какой-то мере сочувствуешь. Но жалость эта соседствует с насмешливой презрительностью. Каким же мы видим Ковалева в постановке студентов «Щуки»? Это личность. Раздавленная, растерянная, но все равно внушающая своего рода уважение. По сравнению с гротескным поведением чуть ли не всех персонажей спектакля, драма Ковалева не смотрится абсурдно. Она напоминает историю нормального человека, впавшего в безумие. Недаром нос майора являет собой в постановке не часть тела, а двойника «своего хозяина». Его другую ипостась – необузданную и наглую (любопытно, что если вновь обратиться к повести Гоголя, можно обнаружить, что тамошний нос весьма «интеллигентен»). Таким образом, во время просмотра спектакля возникает вполне определенная мысль: «А уж не страдает ли наш герой раздвоением личности?» При таком допущении многое из происходящего на сцене становится на свои места, а уж финал постановки в этом случае приобретает особое значение.

    «Говорят, что есть такие люди, которые могут приставить какой угодно нос» (Н.В. Гоголь «Нос»)

    Однако, даже учитывая весьма интересное смысловое содержание, спектакль воспринимается неоднозначно. Главная причина тому – рваный ритм действия. В первом десятке минут сосредоточено несколько динамичных и интригующих сцен, актеры общаются со зрителями, музыка звучит, «нос» бегает, кровать Ковалева ходит ходуном. После такой мрачноватой феерии неожиданно монотонно выглядит продолжительный эпизод разговора с чиновником газетной экспедиции. Под конец же действие снова оживляется. И как это ни парадоксально, такое стремительное и захватывающее начало портит впечатление от более спокойных частей спектакля.

    При этом на протяжении всей постановки актеры играют одинаково экспрессивно. Они переживают на сцене не простые чувства, а сверх-эмоции. Если веселятся, то до катания по полу, отчаиваются до скрежета зубовного и так далее, и тому подобное. Впрочем, в рамках этой истории подобное поведение действующих лиц выглядит почти органично.

    Необычная концепция и «сбивающийся» ритм повествования в совокупности создают весьма необычное впечатление. Эта постановка «Носа» воспринимается как странное, гротескное, немного жутковатое действо. Зона контрастных цветов, безумных форм и неожиданных звуков – такой спектакль забудется ещё нескоро.

    ©Дарья Баракина


    Источник: http://www.vostokinform.ru/skena/teatrnews/nos/
    Категория: Театр | Добавил: Admin (11.08.2009)
    Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]